Ограничения ёмкости топливных баков...

Ограничения ёмкости топливных баков

Уважаемые перевозчики!

В последнее время участились случаи предъявления претензий контролирующими органами иностранных государств, особенно стран Балтии  и Польши, за превышение суммарной емкости топливных баков. В связи с чем информируем.

Автомобильное топливо в силу своих физических и химических свойств является опасным грузом, и на его перевозку как внутри России, так и в международном сообщении распространяется действие Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Однако перевозка топлива в штатных баках транспортных средств, как правило, освобождается от многочисленных требований этого Соглашения, направленных на обеспечение безопасности и информирование участников дорожного движения при транспортировке опасных грузов. Согласно пункту а) подраздела 1.1.3.3 приложения А к ДОПОГ требования ДОПОГ не применяются к перевозке топлива во встроенных топливных баках транспортного средства, осуществляющего транспортную операцию, если это топливо предназначено для обеспечения тяги или для функционирования любого оборудования транспортного средства, используемого во время перевозки (например, рефрижераторной установки).

При этом в соответствии с этим же пунктом суммарная вместимость всех топливных баков на транспортной единице (транспортная единица – состав, состоящий  из автотранспортного средства и сцепленного с ним прицепа (полуприцепа), или только автотранспортное средство, к которому не прицеплен прицеп) не должна превышать 1 500 литров. При этом вместимость бака, установленного на прицепе/полуприцепе, не должна превышать 500 литров. Ограничивается именно объём баков, а не фактическое количество топлива. Если эти условия не выполнены, то перевозимое в топливных баках топливо будет расцениваться как перевозка опасного груза с вытекающими отсюда последствиями.

При перевозке опасных грузов должны выполняться определенные требования ДОПОГ. Однако выполнить все требования ДОПОГ вряд ли удастся. При осуществлении контрольно-надзорной деятельности на дороге возможны два варианта развития ситуации.

1.   Инспектором контролирующего органа считается, что требования ДОПОГ не распространяются на топливо, содержащееся в топливном баке (баках) вместимостью 1500 л. Тогда только топливо в топливном баке, например, рефрижератора емкостью 240 л будет рассматриваться как случай перевозки опасного груза в таре.

Это означает, что перевозчику требуется соблюдать как минимум следующее:

- наличие свидетельства о подготовке водителя для перевозки опасных грузов класса 3 (глава 8.2 приложения В к ДОПОГ);

- наличие маркировки на топливных баках в виде знаков опасности № 3, знаками вещества, опасного для окружающей среды, и номером ООН топлива согласно главе 5.2 приложения А к ДОПОГ;

 - наличие маркировки транспортной единицы оранжевыми табличками согласно главе 5.3 приложения А к ДОПОГ;

 - дополнительная информация в CMR-накладной в соответствии с требованиями п. 5.4.1 ДОПОГ;

- наличие письменных инструкций согласно разделу 5.4.3 приложения А к ДОПОГ на языке, понятном водителю;

- наличие 2-х или более огнетушителей, соответствующих разделу 8.1.4 приложения В к ДОПОГ;

- наличие дополнительного оборудования (раздел 8.1.5 приложения В к ДОПОГ) и т.д.

2.   В случае если вместимость одного из топливных баков превышает 1000 л, то перевозка может быть расценена как перевозка опасного груза во встроенной цистерне.

В таком случае перевозчику дополнительно потребуются выполнить следующие требования:

- наличие Свидетельства о подготовке водителя для перевозки опасных грузов класса 3 в цистернах (глава 8.2 приложения В к ДОПОГ);

- наличие на каждое транспортное средство Свидетельства о допущении транспортного средства к перевозке некоторых опасных грузов (раздел 9.1.3 приложения В к ДОПОГ).

Кроме того, так как с точки зрения ДОПОГ топливные баки используются как цистерна или как тара для опасных грузов, на баках должна иметься особая долговечная маркировка, соответствующая требованиям части 6 приложения А к ДОПОГ, удостоверяющая, помимо прочего, что тара (цистерна) прошла испытания и соответствует типу конструкции, одобренному компетентным органом.

Формально, перевозка грузов на транспортных средствах с суммарным объемом бензобаков более 1500 л не запрещена. Но в таком случае следует соблюдать положения ДОПОГ, однако данная ситуация в ДОПОГ не рассматривается и конкретные требования и процедуры не регламентированы.

Поэтому контрольно-надзорные органы стран Евросоюза часто занимают четкую однозначную позицию — перевозка грузов на таких транспортных средствах запрещена!

Таким образом, перевозка любого груза на такой транспортной единице и ее движение по дорогам общего пользования постоянно будет сопряжено с риском наложения штрафа.

Ввиду того, что требование о наличии особой маркировки,  удостоверяющей, что тара (цистерна) прошла испытания и соответствует типу конструкции, одобренному компетентным органом, практически нереализуемо для перевозчика, рекомендуется обеспечивать суммарную ёмкость баков для жидкого топлива на автопоезде не превышающую 1 500 литров. Если объёмы штатных баков на имеющихся у перевозчика транспортных средствах не позволяют этого достичь, баки могут быть заменены на меньшие по объёму. Перед переустановкой баков следует уточнить в ГИБДД, требуется ли оформить изменения конструкции соответствующим свидетельством (свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности).

 Несоблюдение требований ДОПОГ может стать основанием для значительного штрафа. По имеющимся данным, достаточно часто штрафы за перевозку автопоездами, объём баков, которых превышает 1 500 литров, налагаются в Литве и Польше.

Объём баков для газообразного топлива подпадает под аналогичные ограничения в зависимости  от вида топлива согласно пункту 1.1.3.2 (a) приложения А к ДОПОГ.

Материал предоставлен: Кузнецов Александр Иванович, тел.: (495) 622-00-00 (внутренний 210), ком. 304, e-mail: kuznetsov-ai@asmap.ru