Путешествие из Казани в Москву: где заправиться и перекусить...

Путешествие из Казани в Москву: где заправиться и перекусить на М12?

«Автодор» предложит инвесторам 32 оазиса у автобана — с АЗС, кафе, мотелями и кемпингами: «БИЗНЕС Online» публикует первые схемы

«Строят там, где удобно «Автодору». Выдерживают положенные километры», — говорят эксперты о коммерческих объектах вдоль строящейся платной автотрассы М12. Придорожный сервис не является самой сильной стороной платных дорог России: беготня с канистрами от АЗС и съезды с магистрали для ночевки не редкость. Нет условий не только для большегрузов, но и для автотуристов. О том, где «Автодор» устроит зоны сервиса на М12, кто туда зайдет и какие курьезы случаются на других платных дорогах, — в материале «БИЗНЕС Online».

На строящейся платной трассе М12 госкомпания планирует разместить 32 многофункциональные зоны: 16 в направлении Москвы и столько же по пути в Казань.

В чем проблемы на «старшей сестре» М12 — первой в стране платной автотрассе М11 межу Москвой и Санкт-Петербургом? Наши эксперты рассказали, что на М11 по-прежнему нет гостиниц, а чтобы переночевать, приходится съезжать с трассы в соседние населенные пункты. Президент общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев поделился историей о том, как по трассе, получившей название «Нева», из Санкт-Петербурга отправили с охраной груз с картинами за $11 миллионов. «Топливо закончилось, пришлось гнать таксиста с тремя канистрами! Стыдоба», — грустит наш собеседник.

На М11 по-прежнему нет гостиниц, а чтобы переночевать, приходится съезжать с трассы в соседние населенные пункты.

Впрочем, объекты сервиса на М11 потихоньку строятся. В «Автодоре» сообщили, что на трассе уже оборудовали 19 АЗС, из которых, правда, 12 временных контейнерных и только 7 стационарных. В ближайшие два года там обещают открыть еще 13 АЗС: по четыре в Московской и Новгородской областях, три — в Тверской и две — в Ленинградской области.

«Число заправок на километр пути там по-прежнему, наверное, в 100 раз меньше, чем на бесплатных дорогах, — говорит профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Михаил Якимов. Задержку появления инфраструктуры на М11 эксперт объясняет и временными затратами на решение вопросов с землей, которая в руках разных собственников, и обустройством. — М12 отличается от „Невы“ тем, что проходит ближе к городам. Между Москвой и Санкт-Петербургом только Тверь и Великий Новгород. Не думаю, что на М12 возникнут трудности с поиском заправок, какие были после запуска М11».

К слову, минимальные нормативы к объектам дорожного сервиса в России появились именно после запуска М11. С 1 января 2021 года для дорог категорий 1А — автомагистрали и 1Б — скоростные автодороги, к которой относят строящуюся М12, действуют такие требования:

·        мотели, кемпинги должны быть через каждые 150 км;

·        пункт общественного питания — один на 100 км;

·        АЗС — через каждые 50 км пути;

·        станция технического обслуживания — через 150 километров.

Для объектов сервиса правительство РФ прописало дополнительные требования. К примеру, с каждого спросят доступность для инвалидов. На АЗС также требуют сделать не только колонку с нефтяным и газовым топливом, но и установить зарядные станции для электромобилей, торговую точку с техническими жидкостями и авто принадлежностями, парковку, туалеты, мусоросборники, средства связи для вызова экстренных служб. Мелкий ремонт и техобслуживание прописали для СТО. Душевые кабины, туалеты, точку общепита, освещение территории, место приготовления пищи — требуют для сезонных кемпингов с полным или частичным самообслуживанием. Для мотелей стандартный гостиничный набор на трассе дополняет требование прачечной и охраняемой парковки.

Трасса М12 укладывается в минимальные требования правительства РФ. Но в комитете по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ говорят о недостаточности точек для сервиса, хотя начало неплохое. «Важно, чтобы дорога не превратилась в тоннель без инфраструктуры. Говорят, что платные трассы позволят развивать инфраструктуру, а по факту их строят без придорожного сервиса. Потому что каждый съезд с дороги — это дополнительная документация, проект. Функциональные зоны удорожают строительство», — рассказывает председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников.


М12 откроет перспективы для внутреннего туризма, для которого нужна инфраструктура. Эффект от увеличения турпотока оценивают в 114 млрд рублей и 5–7 тыс. новых рабочих мест. Маршрут от Москвы до Казанского кремля займет 7 часов, а увидеть Нижегородский кремль получится через четыре часа, указано на сайте «Автодора». В общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга «БИЗНЕС Online» рассказали, что госкомпания не консультировалась с экспертами в области туризма по расположению объектов сервиса.

«Объекты сервиса на трассах создают без учета интересов туризма. Строят там, где удобно «Автодору». Выдерживают положенные километры. Но там, где удобно им, неудобно инвестору. Обидно также, что в Казани, Татарстане нет автокемпингов. Город и республику проскакивают транзитом» - Сергей Лобарев президент общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга.

По данным ассоциации, автомототуризм ежегодно приносит экономикам европейских стран 37 млрд евро в год, а в России — только 14 млн евро. «Крохи! И это результат отсутствия единой политики развития автотуризма», — говорит Лобарев.

На самом деле в Татарстане всего четыре точки, где можно остановиться автокемперу. Лишь одна из них на трассе М7, на 812-м км, в 10 минутах езды от Казани. Так что действительно — считай, что нет ничего. 

Появлению инфраструктуры у платных автотрасс препятствует их расположение, говорит заместитель главного редактора журнала «Рейс» Николай Мордовцев. «Платные дороги строят на отдалении, в обход городов, — отмечает Мордовцев. — Получается так, что скоростная дорога построена, а чтобы добраться до места работы в зону придорожного сервиса, приходится делать крюк, потому что съездов мало, населенные пункты далеко. Людям невыгодно мотать по 20–30 километров, проще заработать те же деньги в своем городе. В Европе таких съездов больше. Даже на центральной кольцевой автодороге таких съездов недостаточно, из-за этого перепробег по 10 и более километров».


Какой бизнес придет на М12 и потянет ли МСБ особенности платных трасс России?

Места для объектов сервиса на М12 «Автодор» разыграет на торгах, дату проведения которых пока не называет. По словам собеседников нашего издания, в многофункциональные зоны по итогам торгов придут крупные игроки, которые затем на условиях субаренды передадут торговые места малому бизнесу. В самом «Автодоре» отмечают, что госкомпания будет следовать всем правилам, предусмотренным при проведении тендеров, а там есть и требования по доле для малого и среднего бизнеса.

Эксперты настроены скептично — малый бизнес не появится на платных трассах. Точки сервиса займут крупнейшие нефтекомпании, полагает и Якимов. «Рынок структурирован и поделен», — говорит профессор МАДИ. Например, на М11 АЗС открыли «Лукойл», «Газпромнефть» и «Роснефть», газозаправочные станции — понятное дело, «Газпром».

По словам Лобарева, «бензиновых королей» не интересуют палатки и кемпинги. Оборудование одного кемпинга с удобствами, магазинами, автозаправкой, отдельной стоянкой для легковых, грузовых автомобилей в ассоциации оценивается в 100–150 млн рублей.

Известный казанский ресторатор Нурислам Шарифулин считает, что экономика придорожного сервиса на платной трассе склеится только у тех, кто комплексно подойдет к вопросу. «Это заправка, магазин сопутствующих товаров, кафе, там же отель, — говорит Шарифуллин. — Места разыграют на тендере между тремя-четырьмя компаниями вроде „Лукойла“, „Ирбиса“, „Татнефти“. Отдельно стоящее кафе ждет крах — мимо проедут тысячи машин, а остановятся только две-три. Только комплекс и только с бензоколонкой, потому что в первую очередь заезжают на заправку. Это понятная и проверенная бизнес-модель: продаешь бензин, зарабатываешь 3 копейки с литра и параллельно пытаешься продать кофе с булочкой».

Впрочем, российская практика расходится с европейской. Мордовцев советует обратить внимание на опыт Германии и Швеции. «Это направление есть куда развивать, — говорит он. — В Швеции и Германии существуют отдельно стоящие кафе, а не встроенные в заправку, как практикуется в России. Кроме того, есть там и отдельные магазины с сувенирами, предметами первой необходимости. Там каждая стоянка — это украшение дороги с малыми архитектурными формами, зелеными насаждениями».

Еще одна проблема, которую видят эксперты, — это цены на АЗС, в кафе и магазинах на платных трассах. Они будут выше, чем на бесплатных, и одна из причин в том, что въезд на платную трассу для поставщиков товаров для того же общепита идет на общих основаниях. «На платной дороге платят все, вне зависимости от цели поездки», — говорит Лобарев. 

Вместе с тем есть и положительные моменты: точки сервиса уже не просто намечают, но и делают. «Раньше не думали об этом, — говорит автоэксперт Роман Гуляев. — Но подходы меняются. Например, обход Павловска и села Лосево на М4 в 2020 году сразу сдали с инфраструктурой. В Краснодарском крае запустили программу развития придорожного сервиса, постепенно в России появляется придорожная инфраструктура».

http://www.business-gazeta.ru/article/524033