Система мониторинга автомобильных перевозок товаров в Польше...

Система мониторинга автомобильных перевозок товаров в Польше

Как показывает практика, зачастую российские перевозчики сталкиваются с проблемами, связанными с незнанием тонкостей законодательства зарубежных государств, по территории которых осуществляется транспортировка. Сегодня мы еще раз поговорим о Системе мониторинга автомобильных перевозок товаров (SENT), которая действует на территории Польши.

Система SENT создана в соответствии с Законом Республики Польша от 09.03.2017 «О системе мониторинга автомобильных перевозок товаров».

Главной задачей системы является исключение топлива и других важных для экономики Польши товаров из «серой» зоны, а также обеспечение взимания налога на добавленную стоимость.

Перечень товаров, подлежащих мониторингу, определен Законом и постановлением Министра финансов Польши. В него периодически вносятся изменения и дополнения. В данный момент в него входят нефть и нефтепродукты, в том числе бензин, дизельное топливо, топочный мазут, смазочные материалы, масла (включая растительные), продукты, содержащие этиловый спирт, табак, химические препараты, хладагенты. С 1 декабря 2019 г. в список подлежащих мониторингу товаров добавлены также пропан, бутан и их смеси (код комбинированной номенклатуры CN 2711).

Согласно Закону при организации всей цепочки доставки товаров необходимо соблюдать определенные требования. Дополнительные обязательства налагаются как на грузоотправителей и грузополучателей, так и на перевозчиков (включая зарубежных), осуществляющих доставку груза.

Если перевозка товара начинается на территории Польши, то грузоотправитель должен отправить данные о ней в реестр заявок SENT, получить ссылочный номер и передать его перевозчику.

Если перевозка товара начинается в другом государстве Евросоюза или на территории третьей страны и осуществляется через Польшу, то отправить заявку в реестр SENT обязан грузополучатель, который также должен передать ссылочный номер перевозчику.

Самым ответственным для перевозчика является транзит через Польшу. В этом случае именно он подает заявку в реестр SENT до начала перевозки товара на территории Польши и обязан получить ссылочный номер на эту перевозку.

С 2018 года система мониторинга SENT распространяется также на железнодорожные и интермодальные перевозки. Отличие между автомобильной и железнодорожной перевозкой, на которое нужно обратить внимание, заключается в том, что автомобильный перевозчик обязан передать полученный ссылочный номер водителю. Водитель обязан отказаться от перевозки в случае неполучения ссылочного номера. При отсутствии ссылочного номера, документа, который заменяет заявку, документа межскладского перемещения на водителя автотранспортного средства будет наложен штраф. Машинисты железнодорожного транспорта не несут ответственности за такое нарушение.

Изменение также коснулось определения вида товара, которое теперь осуществляется только в соответствии с Комбинированной номенклатурой CN, так как Польский классификатор изделий и услуг (PKWiU) больше не используется.

Если на одном транспортном средстве осуществляется доставка нескольких товаров, подпадающих под систему мониторинга, но у них один грузоотправитель и один грузополучатель, допускается подавать одну заявку, в которой можно указать товары с разными кодами CN.

Наиболее часто на иностранных перевозчиков, в том числе и российских, налагается штраф за невнесение дополнений* в заявку, полученную от грузоотправителя или грузополучателя. На данный момент размер штрафа может достигать 10 тыс. злотых.

В том случае, если перевозчик не доставил товар в указанное в заявке место, на него налагается штраф в размере 100 тыс. злотых. Это было сделано для того, чтобы исключить или максимально ограничить возможность фиктивного вывоза товара за пределы Польши.

Следующим важным изменением в системе мониторинга SENT стало внедрение встроенных в мобильные устройства геолокационных систем и внешних систем определения местоположения транспортного средства, перевозящего по территории Польши товары, подпадающие под действие системы. Примером таких геолокационных систем может быть GPS-трекер, планшет или телефон с установленными на него приложением SENT GEO, внешняя геолокационная система. Приложение SENT GEO можно бесплатно скачать в Google Play и App Store.

За невыполнение обязанностей, касающихся использования систем определения местоположения транспортного средства, перевозчик заплатит штраф в размере 10 тыс. злотых, а водитель – 5 – 7,5 тыс. злотых. Этот вопрос очень серьезен, поэтому если GPS-трекер или другое устройство неисправны в течение часа, водитель немедленно должен остановиться до момента полного устранения возникшей проблемы.

Последним изменением в Законе о Системе мониторинга SENT стало добавление к перечню товаров, подлежащих мониторингу, топочного мазута. Для покупателя и поставщика данного товара введена обязанность получения статуса «Потребитель/Поставщик топочного мазута», подтвержденного наличием личного идентификационного номера, без которого покупка или продажа топочного мазута будет невозможна. Это изменение касается не только юридических, но и физических лиц. Все транзакции, касающиеся топочного мазута (независимо от количества), нужно регистрировать в SENT.

Согласно Закону о Системе мониторинга в отношении перевозок топочного мазута период с 01.09.2019 до 31.03.2020 был переходным. За это время все юридические и физические лица, которых занимаются торговлей топочным мазутом, должны были принять меры, чтобы соответствовать новым законодательным требованиям. Однако в ситуации распространения коронавирусной инфекции постановлением Правительства Польши от 31 марта 2020 г. переходный период был продлен до 31.08.2020.

Как правило, именно иностранные перевозчики особенно подвержены риску получения больших штрафов во время транзита, экспорта и импорта товаров, подлежащих мониторингу. Закон о Системе мониторинга SENT действует только на территории Польши, поэтому иностранные перевозчики могут не знать всех нюансов, касающихся соблюдения его требований.

Чтобы избежать штрафов, задержания товара или транспортного средства вместе с товаром, очень важно помнить о необходимости актуализации данных в высланных заявках. К сожалению, в некоторых случаях задерживаются сразу несколько автомобилей одного перевозчика, за каждый из которых нужно заплатить штраф в размере 10 тыс. злотых, чтобы продолжить перевозку.

Необходимо учитывать, что, штрафы за несоблюдение Закона о Системе мониторинга SENT могут варьироваться от 1000 до 100 000 злотых, и даже до 46 % от стоимости перевозимых товаров.

   

По материалам, предоставленным TSL Silesia

 

От АСМАП:

 

* примечание:

В соответствии с Законом о мониторинге перевозчик обязан до начала перевозки товара дополнить уведомление следующими данными:

1) данными о перевозчике, включающими:

       а) имя и фамилию или название;

       б) адрес места жительства или офиса;

2) идентификационный номер налогоплательщика перевозчика или номер, по которому перевозчик идентифицируется в целях взимания налога на товары и услуги или налога на добавленную стоимость;

3) регистрационный номер транспортного средства;

4) дата фактического начала перевозки товара;

5) планируемая дата окончания перевозки товара;

6) номер разрешения, сертификата или лицензии в понимании положений Закона от 6 июня 2001 г. «Об автомобильном транспорте», если это необходимо;

7) адрес места доставки товара или места окончания перевозки на территории Польши;

8) номер транспортного документа, сопровождающего перевозку товара.

 

Напомним, что ранее подробная информация об указанной системе размещалась на сайте АСМАП. С ней можно ознакомиться, перейдя по ссылкам:

https://www.asmap.ru/spravochnik-map/39008/

https://www.asmap.ru/spravochnik-map/41403/

https://www.asmap.ru/spravochnik-map/42369/

https://www.asmap.ru/spravochnik-map/42732/

https://www.asmap.ru/spravochnik-map/43113/


Перечень товаров, подпадающих под систему мониторинга 

Источник https://puesc.gov.pl/web/puesc/e-przewoz