Комментарий АСМАП об особенностях налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по перевозке в ТС и ЕАЭС

Уважаемые перевозчики!

Ассоциация ранее обращала внимание автотранспортных компаний на имеющиеся особенности определения места реализации услуг в Таможенном союзе для целей исчисления НДС.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. В соответствии со статьей 72 Договора взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Приложением № 18 к Договору («Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», далее - Протокол).

При этом  применявшийся ранее в Таможенном союзе порядок определения места реализации услуг сохранился без изменений и применяется аналогичным образом в условиях вступившего в силу Договора о Евразийском экономическом союзе.

Согласно пункту 28 раздела IV Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляют в государстве – члене Евразийского экономического союза (далее – государство-член ЕАЭС), территория которого признается местом реализации работ, услуг. При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством государства– члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ.

Местом реализации работ, услуг признают территорию государства – члена ЕАЭС, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства, если иное не предусмотрено подпунктами 1 - 4 пункта 29 раздела IV Протокола. При этом указанными подпунктами не предусмотрены какие-либо особенности в определении места реализации транспортных услуг.

При реализации услуг по международной перевозке товаров в соответствии с подпунктом 2.1. пункта 1 статьи 164 Налогового Кодекса РФ предусмотрено применение ставки 0 процентов по НДС. При этом под международной перевозкой для целей Налогового Кодекса РФ понимается перевозка в т.ч. автотранспортными средствами, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

В случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов.

Таким образом, например, оказание услуг по осуществлению перевозки российской автотранспортной компанией из Беларуси в страны ЕС (или в обратном направлении), выполненной по договору с контрагентом, зарегистрированным в Беларуси, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов. При этом осуществление аналогичных перевозок, но выполненных российским перевозчиком по договору с российским контрагентом или контрагентом, зарегистрированным за пределами Евразийского экономического союза, НДС не облагаются.

Документы:

- Письмо Минфина России от 13.03.2012 г. № 03-07-13/01-13 (налогообложение налогом на добавленную стоимость услуг по перевозке автомобильным транспортом товаров, ввозимых на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза)

- Письмо Минфина России от 28.07.2014 г. № 03-07-РЗ/36944  «О применении  налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке  автомобильном транспортом товаров по маршруту, при котором пункты отправления находятся на территории Республики Беларусь, а  пункты назначения – не территории стран Европейского союза, оказываемых российской организацией без завоза товаров на территорию Российской Федерации по договору с белорусской организацией»

О налогообложении налогом на добавленную стоимость транзитных перевозок, осуществляемых российской организацией при ввозе товаров с территории третьих стран в  государство-член Таможенного союза через территорию Российской Федерации,  позиция Минфина России изложена, например, в Письме Минфина России от 15.11.2010 г. № 03-07-08/311 «О применении НДС в отношении услуг по перевозке оборудования, ввозимого с территории третьих стран в Республику Казахстан через территорию РФ».

Позиция Минфина России о применении НДС в отношении транзитных перевозок через территорию Российской Федерации изложена, в частности, в письмах Минфина России от 03.05.2012 г. № 03-07-08/127, от 25.09.2012 г. № 03-07-15/125. 

Решения судебных органов 

О правомерности отнесения услуг по перевозке грузов за пределами РФ к операциям, не признаваемым объектом налогообложения

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.02.2017 г. по делу № А09-9042/2016


АСМАП