НДС и договор с белорусской организацией на выполнение работ по ремонту, установке запчастей и шиномонтажных работ

Вопрос: Российская организация занимается международными грузоперевозками автомобильным транспортом. В связи с тем что маршруты перевозки грузов в Европу проходят через территорию Республики Беларусь, организация планирует заключить долгосрочный договор с белорусской организацией на выполнение шиномонтажных и шиноремонтных работ всего автопарка.

В рамках договора белорусская организация будет выполнять шиномонтажные и шиноремонтные работы в специализированном сервисе на территории Республики Беларусь на транспортных средствах, принадлежащих российской организации. Документом, подтверждающим оказание услуг в полном объеме, будет являться заказ-наряд. В заказ-нарядах будут выделены отдельно:

- стоимость выполненных работ;

- стоимость запасных частей и материалов, оплаченных заказчиком, в том числе автошин.

В дальнейшем установленные автошины будут эксплуатироваться на транспортных средствах российской организации для выполнения грузоперевозок в международном сообщении, в том числе на территории РФ.

Является ли приобретение автошин в ходе шиномонтажных работ импортом товаров, а российская организация - плательщиком НДС при импорте товаров?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 30 августа 2019 г. N 03-07-08/66889

 

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость российской организацией, приобретающей на территории Республики Беларусь шиномонтажные и шиноремонтные работы на транспортных средствах, принадлежащих этой российской организации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Порядок взимания налога на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров, выполнении работ (оказании услуг) в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) установлен положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору (далее - Протокол).

В соответствии со статьей 72 Договора при импорте товаров на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-члена, на территорию которого импортируются товары.

На основании положений раздела III "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров" Протокола одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик-импортер обязан представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт импорта товаров, в том числе договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС.

Согласно подпункту 2 пункта 29 раздела IV "Порядок применения косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с движимым имуществом, признается территория того государства - члена ЕАЭС, на территории которого находится такое имущество.

Таким образом, местом реализации шиномонтажных и шиноремонтных работ на транспортных средствах, выполняемых на территории Республики Беларусь белорусским хозяйствующим субъектом по договору с российской организацией, признается территория Республики Беларусь, и, соответственно, такие работы подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Республике Беларусь по ставке, предусмотренной законодательством этого государства - члена ЕАЭС.

В случае если стоимость запасных частей, материалов, в том числе автомобильных шин, включается в стоимость шиномонтажных и шиноремонтных работ на транспортных средствах и отдельный договор на приобретение данных товаров между российской организацией и белорусским хозяйствующим субъектом не заключается, налог на добавленную стоимость в Российской Федерации в отношении таких запасных частей, материалов, в том числе автомобильных шин, не уплачивается.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

А.А.СМИРНОВ

30.08.2019

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 сентября 2022 г. N 03-07-13/1/88973

Вопрос: На основании пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ООО просит письменно разъяснить следующее.

В рамках договора, предусматривающего проведение гарантийного обслуживания, резидент РБ (производитель) передает с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации резиденту РФ (исполнитель) запчасти без оплаты для проведения гарантийного ремонта техники, ранее приобретенной резидентами РФ (покупателями).

Цель приобретения: Гарантия. В товарной накладной указана учетная стоимость передаваемых запасных частей, которая не подлежит оплате (товар получен в рамках гарантийного случая и не должен быть оплачен по условиям заключенного между сторонами договора). Запасные части были использованы для гарантийного ремонта.

Учитывая нормы Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, далее - Протокол), согласно которому для целей уплаты НДС налоговая база определяется на основе стоимости приобретенных товаров (абз. 1 п. 14), а стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта) (абз. 2 п. 14) просим разъяснить:

Необходимо ли организации, резиденту Российской Федерации (исполнителю), исчислять и уплачивать НДС при ввозе запасных частей для гарантийного ремонта на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, расчеты за которые не должны производиться по условиям заключенного между сторонами договора?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при импорте в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь безвозмездно полученных запасных частей для гарантийного ремонта Департамент налоговой политики сообщает следующее.

На основании статьи 72 "Принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах" Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) при импорте товаров на территорию одного государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) с территории другого государства - члена ЕАЭС косвенные налоги взимаются в государстве-импортере за исключением: товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства - члена ЕАЭС не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию; товаров, которые ввозятся на территорию государства - члена ЕАЭС физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности; товаров, импорт которых на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица. Освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость при импорте безвозмездно полученных товаров данной статьей Соглашения не предусмотрено.


Материал предоставлен: Бровкина Ольга Владимировна, тел.: (495) 622-00-00 (внутренний 298), ком. 704, e-mail: brovkina@asmap.ru