О налогообложении дохода иностранной организации за использование арендованных контейнеров-цистерн для перевозок

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 октября 2017 г. N 03-08-05/64556 О налогообложении дохода иностранной организации в случае если российская организация осуществляет перевозки с использованием предоставленных иностранной организацией во временное пользование (аренду) контейнеров-цистерн между пунктами, находящимися в пределах территории РФ

Согласно нормам пункта 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Доходы, полученные от источников в Российской Федерации, определяются в соответствии нормами статьи 309 Кодекса.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 309 Кодекса предусмотрено, что доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках, относятся к видам доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

При этом согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Статьей 284 Кодекса определены ставки, взимаемые с доходов от сдачи в аренду судов, используемых на территории Российской Федерации и в международных перевозках.

Таким образом, в случае если российская организация осуществляет перевозки с использованием предоставленных иностранной организацией во временное пользование (аренду) контейнеров-цистерн между пунктами, находящимися в передах# территории Российской Федерации, то доход указанной иностранной организации подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций по ставке 20 процентов согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 284 Кодекса.

В противном случае, если российская организация участвует в международных перевозках, используя предоставленные иностранной организацией во временное пользование (аренду) контейнеры-цистерны, то доход указанной иностранной организации подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций по ставке 10 процентов согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 284 Кодекса.

По вопросу подтверждения фактического права на доход сообщаем следующее.

В соответствии с нормами пункта 1 статьи 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

С учетом изменений, внесенных в Кодекс Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ, с 01.01.2017 помимо подтверждения постоянного местонахождения иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Таким образом, с 01.01.2017 в случае выплаты дохода иностранной организации данной иностранной организацией не представлены подтверждения в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 312 Кодекса, налоговый агент производит удержание налога на прибыль в соответствии со статьей 310 Кодекса.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

А.А. Смирнов




Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 апреля 2017 г. N 03-08-05/25710 О налогообложении доходов иностранной организации - резидента Великобритании от сдачи в аренду контейнеров-цистерн российской организации для целей как международных перевозок грузов, так и перевозок между пунктами, находящимися в пределах территории РФ

22 мая 2017

Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом касательно налогообложения доходов иностранной организации - резидента Великобритании от сдачи в аренду контейнеров-цистерн российской организации для целей как международных перевозок грузов, так и перевозок между пунктами, находящимися в пределах территории Российской Федерации, с учетом норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.1994 (далее - Конвенция) сообщает следующее.

Согласно нормам пункта 1 статьи 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Доходы, полученные от источников в Российской Федерации, определяются в соответствии с нормами статьи 309 Кодекса.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 309 Кодекса предусмотрено, что доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках, относятся к видам доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Статьей 284 Кодекса определены ставки, взимаемые с доходов от сдачи в аренду контейнеров, используемых на территории Российской Федерации и в международных перевозках.

При этом согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

В свою очередь, подпункт "h" пункта 1 статьи 3 Конвенции определяет понятие "международная перевозка" как любую перевозку морским или воздушным судном, управляемым предприятием одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве.

Также необходимо учитывать, что к прибыли, полученной лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках, согласно нормам статьи 8 Конвенции относятся, в частности, доход, получаемый от сдачи в аренду морских и воздушных судов без экипажа, и прибыль от использования, содержания или сдачи в аренду контейнеров (включая трейлеры и соответствующее оборудование для транспортировки контейнеров), используемых для транспортировки товаров или изделий, в случае, если такая сдача в аренду или такое использование, содержание или сдача в аренду являются неосновными видами деятельности по отношению к эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках.

При этом нормами статьи 8 Конвенции установлено, что прибыль от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках подлежит налогообложению исключительно в государстве резидентства ее получателя.

Обращаем внимание, что из предоставленной в письме информации неясно, в перевозках каким транспортом будут использоваться контейнеры-цистерны, а также является ли арендодатель лицом, для которого такая сдача в аренду контейнеров является неосновным видом деятельности по отношению к эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках.

Таким образом, в случае, если налогообложение деятельности по сдаче в аренду контейнеров-цистерн не может рассматриваться в рамках статьи 8 Конвенции, следует руководствоваться нормами статьи 5 "Постоянное представительство" и статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Конвенции.

Также отмечаем, что с учетом норм пункта 2 статьи 28 Конвенции Конвенция между Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительством Союза Советских Социалистических Республик об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 31 июля 1985 г. прекратила свое действие.

Заместитель директора Департамента

        А.А. Смирнов


Материал предоставлен: Бровкина Ольга Владимировна, тел.: (495) 622-00-00 (внутренний 298), ком. 704, e-mail: brovkina@asmap.ru