Франция. Требуется подтверждение уровня заработной платы водителя
02.02.2017
Версия для печатиПриводим ниже сводную информацию о требованиях французского законодательства в области заработной платы иностранных работников. Эта информация учитывает разъяснения, полученные от французского компетентного органа по транспорту — Министерства экологической и солидарной трансформации. Уточненные сведения выделены.
1. Французское законодательство в сфере заработной платы иностранных работников (в частности т. наз. «закон Макрона») требует выплачивать водителю минимальную заработную плату в соответствии с установленным во Франции уровнем. Согласно разъяснению на сайте французского компетентного министерства, это требование распространяется только на время работы водителя на территории Франции. «Закон Макрона» не применяется к транзитным перевозкам, а также к перевозкам групп пассажиров постоянного состава (когда автобус перевозит одних и тех же пассажиров во Францию и обратно).
2. Перевозчик также обязан заполнить т. наз. свидетельство о командировании работника по установленной форме. С 1 января 2017 года свидетельства о командировании должны оформляться в онлайн-системе под названием SIPSI: www.sipsi.travail.gouv.fr. Предусмотренная для международных автомобильных перевозок форма свидетельства о командировании заполняется в системе SIPSI в разделе 4 («TRANSPORT»). Неофициальный перевод формы на русский язык имеется здесь.
После ввода необходимых данных система по электронной почте высылает оформленное свидетельство работодателю и его представителю во Франции. Распечатанное свидетельство работодатель передает водителю. Во избежание ошибок целесообразно проверять изготовленное таким образом свидетельство на соответствие введенным в систему данным.
Свидетельство действует на все перевозки, выполняемые в течение указанного в нем срока (не более 6 месяцев).
3. Водитель должен иметь на борту автомобиля:
- свидетельство о командировании (оригинал + копию),
- трудовой договор.
Перевод трудового договора водителя на французский не требуется.
4. Перевозчик обязан назначить на территории Франции своего представителя, который будет служить контактным лицом для контролирующих органов в случае проверки. У представителя перевозчика должны находиться и предъявляться по запросу контролирующих органов:
- расчетные листы или иные документы, содержащие точные сведения о почасовой ставке оплаты труда брутто, о продолжительности работы (в том числе отдельно — сверхурочной работы), отпусках, нерабочих днях и выплаченных пособиях за период командирования водителя,
- документы, подтверждающие факт оплаты труда,
- документ, подтверждающий его назначение представителем.
Эти документы могут храниться и передаваться контролирующим органам как в бумажном виде, так и в электронном виде в формате PDF.
По информации, опубликованной на сайте французского министерства по транспорту, с 1 января 2017 г. отменена обязанность представителя иметь у себя второй оригинальный экземпляр свидетельства о командировании.
Срок, на который назначается представитель, должен оканчиваться не ранее чем через 18 месяцев со дня завершения периода командирования водителя. В течение всего этого срока представитель должен хранить необходимые документы и отвечать на запросы контролирующих органов, даже в случае если за это время перевозчик решил передать функции представителя другой фирме.
5. Минимальный размер заработной платы работников автомобильного транспорта согласно национальному коллективному соглашению по автомобильным перевозкам и вспомогательным работам на транспорте (информация по состоянию на июль 2018 г.):
Для водителей грузовых автомобилей |
||||||
Группа |
Базовая ставка, евро/час брутто |
Ставка с прибавкой за стаж работы на предприятии, евро/час брутто |
||||
2 года (+2%) |
5 лет (+4%) |
10 лет (+6%) |
15 лет (+8%) |
|||
Водитель грузового автомобиля с разрешенной макс. массой: |
9,88 |
10,0776 |
10,2752 |
10,4728 |
10,6704 |
|
3 bis |
до 3,5 тонн |
|||||
4 |
свыше 3,5 тонн и до 11 тонн |
|||||
5 |
свыше 11 тонн и до 19 тонн |
|||||
6 |
свыше 19 тонн |
|||||
7 |
Водитель грузового автомобиля высокой квалификации* |
10,06 |
10,2612 |
10,4624 |
10,6636 |
10,8648 |
Ставка за работу в выходной или праздничный день должна увеличиваться на 10,07 евро за день (в случае работы менее чем по 3 часа) или 23,42 евро за день (за работу в течение 3 и более часов).
* - По имеющимся сведениям, к данной группе могут быть отнесены водители, регулярно выполняющие международные перевозки.
Для водителей туристических автобусов |
|
||
Группа |
|
Базовая ставка, евро/час брутто |
|
8 |
Водитель автобуса — осуществляет управление автобусом и помогает кондуктору |
10,2089 |
|
9 |
Водитель-кондуктор — осуществляет управление автобусом и прием пассажиров и багажа |
10,2834 |
|
9 bis |
Водитель со стажем вождения туристического автобуса не менее 2 лет, удовлетворяющий требованиям к группам 8 и 9 |
10,4961 |
|
10 |
Водитель автобуса, имеющего 32 или более мест, выполняющий перевозки продолжительностью не менее 5 дней |
10,7512 |
|
В случае водителей автобусов применяются те же надбавки за стаж: соответственно + 2, 4, 6 и 8 % после 2, 5, 10 и 15 лет работы на предприятии. Водителям, имеющим квалификацию механика или кондуктора, полагается надбавка в 3%. Ставка за работу в выходной или праздничный день должна увеличиваться на 13,89 евро за день (в случае работы менее чем по 3 часа) или 27,77 евро за день (за работу в течение 3 и более часов).
Ставка оплаты труда включает в себя сверхурочные, надбавки (напр. за стаж), доходы в натуральной форме и НЕ включает в себя расходы на питание и проживание и дорожные расходы. Минимальный уровень расходов на питание и проживание (ночлег) не установлен, однако в случае проверки перевозчик должен быть готов продемонстрировать достаточность сумм, выдаваемых водителю на эти цели. Справочно: по имеющейся информации, французские водители получают согласно отраслевым нормам не менее 13,32 евро на 1 прием пищи, 42,60 евро на 1 ночлег и 1 прием пищи или 55,92 евро на 1 ночлег и 2 приема пищи.
При пересчете в евро французский компетентный орган рекомендует использовать курс Европейского центрального банка на дату, предшествующую началу командирования.
6. Работодатель может быть подвергнут административному штрафу за непредставление свидетельства о командировании или неназначение представителя во Франции. По имеющимся сведениям, штрафы взимаются в размере до 2 000 евро за каждого водителя при первом нарушении и до 4 000 евро при повторном нарушении в течение года (но не более 500 000 евро в общей сложности). За несоблюдение уровня заработной платы предусмотрен штраф аналогичного размера. Отсутствие на борту свидетельства о командировании влечет за собой штраф с работодателя в размере до 750 евро, трудового договора — до 450 евро.
Согласно разъяснительному материалу с сайта компетентного французского министерства по транспорту, недостоверное указание продолжительности работы на расчетных листках в принципе может караться штрафом в 45 000 евро и 3 годами тюремного заключения.
Зарегистрированный во Франции заказчик — либо, при отсутствии такового, грузополучатель — обязан удостовериться, что свидетельство о командировании оформлено, и в случае нарушений трудового законодательства перевозчиком должен по требованию контролирующих органов принять к меры к устранению этих нарушений. Заказчик, не удостоверившийся, что перевозчик представил свидетельство о командировании и назначил представителя, может быть подвергнут штрафу (размер штрафа тот же, что и для работодателя — см. выше).
Штрафные санкции к представителю перевозчика за вышеупомянутые нарушения не предусмотрены.
АСМАП по информации Министерства экологической и солидарной трансформации Французской Республики
Информация от 10.01.2017
В соответствии с ранее опубликованной информацией, предусмотренная для международных автомобильных перевозок форма свидетельства о командировании в настоящее время доступна в системе SIPSI: www.sipsi.travail.gouv.fr — в разделе 4 («TRANSPORT»).
Во избежание ошибок целесообразно проверять полученный по электронной почте итоговый файл (заполненное свидетельство) на соответствие введённым в систему данным.
АСМАП
Информация от 27.12.2016
Французское Министерство окружающей среды, энергетики и моря, являющееся компетентным органом в области транспорта, разместило на своём веб-сайте сообщение, что с 1 января 2017 года свидетельства о командировании иностранных работников должны оформляться в онлайн-системе Минтруда Франции под названием SIPSI: www.sipsi.travail.gouv.fr. После ввода необходимых данных система по электронной почте высылает оформленное свидетельство работодателю и его представителю во Франции.
Тем не менее свидетельства, оформленные до введения этого требования, продолжают считаться действительными до истечения указанного в них срока действия, если не произошло изменений в условиях командирования.
По имеющейся информации, форма свидетельства о командировании, предусмотренная для международных автомобильных перевозок, будет доступна в системе SIPSI с 1 января.
АСМАП
Информация от 05.09.2016
Получен ответ Минтранса России на обращение АСМАП касательно дополнительного рассмотрения вопроса правомерности применения требований Франции к заработной плате в отношении российских перевозчиков. Минтранс России проинформировал о проработке данного вопроса с МИД России и Минэкономразвития России.
По мнению МИД России, французские требования не соответствуют положениям статьи 19 действующего межправительственного Соглашения о международном автомобильном сообщении, которая предусматривает, что «стороны будут принимать все возможные меры, облегчающие практическое осуществление перевозок», а не создавать дополнительные барьеры для их осуществления. Вместе с тем, МИД России отмечает, что статьей 12 Соглашения устанавливается обязанность перевозчиков соблюдать, помимо прочего, правила и законы государства, на территории которого осуществляется перевозка.
По сообщению Минэкономразвития России, принятый во Франции «закон Макрона» содержит признаки несоответствия положениям Генерального соглашения по торговле услугами, согласно которым члены ВТО не должны применять меры, создающие неоправданные барьеры в торговле услугами.
В этой связи 31 августа 2016 года Минтранс России направил обращение в Министерство окружающей среды, энергетики и моря Французской Республики с просьбой дополнительно рассмотреть и проинформировать о правомерности применения «закона Макрона» к водителям транспортных средств российских международных перевозчиков.
АСМАП
Информация от 22.07.2016
На сайте Министерства окружающей среды, энергетики и моря Французской Республики размещена обновлённая (уточнённая) форма свидетельства о командировании. Форму для заполнения можно скачать здесь, неофициальный перевод на русский язык - здесь.
Следует обратить внимание на изменения в форме:
- исключён подраздел «Дорожные расходы»;
последняя графа приложения теперь называется «Применяемая в течение командирования ставка заработной платы брутто».
АСМАП
Информация от 12.07.2016
По информации Международного союза автомобильного транспорта, Министерство труда Французской Республики сообщило, что до 23 июля этого года на перевозчиков не будут налагаться штрафы и иные санкции за несоблюдение «закона Макрона».
АСМАП
Информация от 30.06.2016
На веб-странице французского Министерства окружающей среды, энергетики и моря, посвящённой применению «закона Макрона» к автомобильному транспорту, опубликована официально утверждённая версия формы свидетельства о командировании работников. Текст формы совпадает с ранее размещённым вариантом, изменилась лишь "шапка". Утверждённую форму в pdf-формате, позволяющем заполнение в электронном виде, можно скачать здесь, текст с неофициальным переводом на русский - здесь.
Согласно разъяснениям на упомянутом веб-сайте, при выявлении нарушений не предусмотрены штрафные санкции к представителю перевозчика. Со своей стороны, зарегистрированный во Франции заказчик — либо, при отсутствии такового, грузополучатель — обязан удостовериться, что свидетельство о командировании оформлено, и в случае нарушений трудового законодательства перевозчиком должен по требованию контролирующих органов принять к меры к устранению этих нарушений.
АСМАП
Информация от 23.06.2016
Как сообщает IRU, в связи со введением во Франции закона о минимальной зарплате французским властям направлено официальное уведомление Еврокомиссии, что означает начало процедуры разбирательства по нарушениям законодательства Европейского союза.
АСМАП направлено дополнительное обращение к Министерству транспорта Российской Федерации с просьбой повторно рассмотреть, совместно с МИД России и Минэкономразвития России, вопрос правомерности применения требований Франции к заработной плате в отношении российских перевозчиков.
АСМАП
Информация от 21.06.2016
Сообщаем обновленную информацию о применении «закона Макрона», которая учитывает материалы, опубликованные на веб-сайте французского компетентного органа по транспорту — Министерства окружающей среды, энергетики и моря.
1. Водитель должен иметь на борту автомобиля:
- один из экземпляров свидетельства о командировании,
- копию свидетельства о командировании,
- трудовой договор.
Свидетельство действует на все перевозки, выполняемые в течение 6 месяцев, и должно быть оформлено на французском языке. Перевод трудового договора водителя на французский не требуется.
Французский компетентный орган разместил на своем сайте рабочий вариант формы свидетельства о командировании водителя (также можно скачать здесь; текст формы с неофициальным переводом на русский язык — здесь). В форме перечислены все требуемые «законом Макрона» данные, однако следует иметь в виду, что она не является окончательно утвержденной. Окончательный вариант формы свидетельства должен быть опубликован позднее.
2. Представитель перевозчика во Франции назначается для того, чтобы служить контактным лицом для контролирующих органов в случае проверки. У представителя перевозчика должны находиться и предъявляться по запросу контролирующих органов:
- второй экземпляр свидетельства, который может быть оформлен в электронном виде в формате PDF,
- расчетные листы или иные документы, содержащие точные сведения о почасовой ставке оплаты труда брутто, о продолжительности работы (в том числе отдельно — сверхурочной работы), отпусках, нерабочих днях и выплаченных пособиях за период командирования водителя,
- документы, подтверждающие факт оплаты труда,
- документ, подтверждающий его назначение представителем.
Эти документы могут передаваться контролирующим органам в электронном виде в формате PDF.
Срок, на который назначается представитель, должен оканчиваться не ранее чем через 18 месяцев со дня завершения периода командирования водителя. Договор с представителем, по неофициальной информации, должен быть составлен на французском языке.
3. Минимальный размер заработной платы работников автомобильного транспорта согласно национальному коллективному соглашению по автомобильным перевозкам и вспомогательным работам на транспорте:
Для водителей грузовых автомобилей |
||||||
Группа |
—— Водитель грузового автомобиля с разрешенной макс. массой: |
Базовая ставка, евро/час брутто |
Ставка с прибавкой за стаж работы на предприятии, евро/час брутто |
|||
2 года (+2%) |
5 лет (+4%) |
10 лет (+6%) |
15 лет (+8%) |
|||
3 bis |
до 3,5 тонн |
9,68 |
9,8736 |
10,0672 |
10,2608 |
10,4544 |
4 |
свыше 3,5 тонн и до 11 тонн |
9,68 |
9,8736 |
10,0672 |
10,2608 |
10,4544 |
5 |
свыше 11 тонн и до 19 тонн |
9,71 |
9,9042 |
10,0984 |
10,2926 |
10,4868 |
6 |
свыше 19 тонн |
9,73 |
9,9246 |
10,1192 |
10,3138 |
10,5084 |
— |
—— |
— |
— |
— |
— |
— |
7 |
Водитель грузового автомобиля высокой квалификации* |
10,00 |
10,20 |
10,40 |
10,60 |
10,80 |
* - По имеющимся сведениям, к данной группе могут быть отнесены водители, регулярно выполняющие международные перевозки.
Для водителей туристических автобусов |
||
Группа |
|
Базовая ставка, евро/час брутто |
8 |
Водитель автобуса— осуществляет управление автобусом и помогает кондуктору |
10,1076 |
9 |
Водитель-кондуктор — осуществляет управление автобусом и прием пассажиров и багажа |
10,1813 |
9 bis |
Водитель со стажем вождения туристического автобуса не менее 2 лет, удовлетворяющий требованиям к группам 8 и 9 |
10,3919 |
10 |
Водитель автобуса, имеющего 32 или более мест, выполняющий перевозки продолжительностью не менее 5 дней |
10,6445 |
В случае водителей автобусов применяются те же надбавки за стаж: соответственно + 2, 4, 6 и 8 % после 2, 5, 10 и 15 лет работы на предприятии.
Ставка оплаты труда включает в себя сверхурочные, надбавки (напр. за стаж), доходы в натуральной форме и НЕ включает в себя расходы на питание и проживание и дорожные расходы.
По имеющейся информации, ставка за работу в выходной или праздничный день должна увеличиваться на 13,75 евро или 27,49 евро за день (соответственно в случае работы менее 3 часов или в течение 3 и более часов).
При пересчёте в евро французский компетентный орган рекомендует использовать курс Европейского центрального банка на дату, предшествующую началу командирования.4. За несоблюдение требований «закона Макрона» работодатель может быть подвергнут административному штрафу в размере до 2 000 евро за каждого водителя при первом нарушении и до 4 000 евро при повторном нарушении в течение года. Также отсутствие на борту свидетельства о командировании влечет за собой штраф в размере до 750 евро, трудового договора — до 450 евро.
5. Действие «Закона Макрона» не распространяется на транзитные перевозки, а также, согласно разъяснению французского компетентного органа, на перевозки групп пассажиров постоянного состава, без посадки и высадки во Франции.
АСМАП
Информация от 14.06.2016
По информации Международного союза автомобильного транспорта (IRU) с 1 июля 2016 года во Франции вступает в действие декрет № 2016-418 от 7 апреля 2016 года, вносящий, в частности, определенные изменения в трудовой кодекс, транспортный кодекс и ряд других нормативных актов в части оплаты труда командируемых работников транспортных предприятий. Данный акт получил рабочее наименование «Закон Макрона».
Согласно данному закону работодатель обязан выплачивать водителю минимальную заработную плату в соответствии с установленным во Франции уровнем. По имеющимся сведениям, на 2016 год минимальная почасовая оплата водителей составляет от 9,68 евро/час до 10,80 евро/час в зависимости от стажа работы и полной снаряженной массы транспортного средства.
В соответствии с положениями «Закона Макрона» иностранная компания, водители которой выполняют перевозку по территории Франции, должна иметь официального представителя во Франции. Компания должна до начала командирования оформить в двух экземплярах на французском языке свидетельство о командировании водителя, один экземпляр которого (с приложением копии) должен находиться на борту автомобиля, а другой – у официального представителя во Франции. Кроме этого, у водителя на руках должен иметься его трудовой контракт.
В свидетельстве должны указываться ряд обязательных данных, включая размер почасовой заработной платы в евро.
Международный союз автомобильного транспорта (IRU) взаимодействует с французскими компетентными органами, прилагая все усилия для получения необходимых разъяснений о требованиях «Закона Макрона». По информации, которую IRU удалось получить, свидетельство должно содержать, в том числе:
- данные о работодателе (перевозчике) – наименование и организационно-правовая форма, почтовый и электронный адреса, номера телефонов, имена и фамилии контактных лиц (руководителей);
- данные о водителе — имя и фамилия, дата и места рождения, адрес, гражданство, дата подписания трудового контракта;
- данные об официальном представителе — имя и фамилия либо наименование, почтовый и электронный адреса, номера телефонов;
- данные о заработной плате, включая ставку заработной платы в евро в час брутто и сведения о возмещении расходов на проживание и питание;
- дату составления свидетельства и подпись.
Свидетельство действительно на осуществление нескольких перевозок на протяжении 6 месяцев. Срок, на который назначается официальный представитель, должен оканчиваться не ранее чем через 18 месяцев со дня завершения периода командирования водителя. По неофициальной информации, перевод трудового договора водителя на французский не требуется, но договор с официальным представителем должен быть составлен на французском языке.
За несоблюдение установленных требований предусмотрены санкции – штраф в размере 2 000 евро за каждого водителя при первом нарушении и 4 000 евро при повторном нарушении в течение года.
Действие «Закона Макрона» не распространяется на транзитные перевозки.
В настоящее время подробные официальные разъяснения о порядке реализации данного закона отсутствуют. Российская сторона выразила свою обеспокоенность в этой связи на последнем заседании российско-французской Смешанной комиссии по международному автомобильному сообщению. Французская сторона проинформировала, что ведется подготовка нового законодательного акта, который внесет необходимые дополнения в данный закон.
IRU призвал французские власти отложить применение «Закона Макрона» к международным перевозчикам, подчеркнув, что недопустимо вводить новые требования без заблаговременного и всестороннего информирования тех, к кому они будут применяться. Многочисленные вопросы законодательного и практического характера, направленные IRU во французские компетентные органы два месяца назад, до сих пор остаются без ответа. IRU также просил Европейскую комиссию как можно скорее завершить разбирательство по делу об аналогичном законе, введенном в Германии, и считает, что французским властям следует учесть результаты этого разбирательства.
О развитии вопроса будет сообщено дополнительно.
Обращаем внимание автомобильных перевозчиков, осуществляющих международные перевозки грузов в/из Франции, на повышение с 1 января 2022 года минимальной почасовой заработной платы во Франции до 10,57 евро.
Просим учитывать данную информацию при заполнении свидетельства о командировании водителей во Францию в рамках положений закона Loi Macron.
Источник: АСМАП по информации Министерства экологической и солидарной трансформации Французской Республики